Пешеходные экскурсии по Москве с Татьяной

Летопись Xcursio.Ru

Previous Entry Поделиться Next Entry
ОСТОРОЖНО! «Небанальные прогулки» по Москве. Часть 1
xcursio
        Экскурсоводы тоже время от времени становятся экскурсантами. Столица в пределах Садового кольца более-менее исследована и описана учеными-москвоведами. А вот дальше с материалами не густо, они разрознены, и собирать информацию приходится по крупицам, радуясь буквально любому источнику. Тем более, если этот источник позиционирует себя, как историко-культурологический проект, проводящий «небанальные прогулки» по Москве силами «замечательных гидов».

        Из этих соображений я и записалась на прогулку «Москвы, которой нет» (МКН). Зная, что проект распиарен до невозможности, и объем и стаж организации прогулок у них больше моего, думала и в этом почерпнуть что-нибудь полезное для своей работы. Ну и «почерпнула» до краев.

        Началось все нормально. В том, что необходима запись, контроль количества людей в группе, отписка от участия передумавших, - тут мы единомышленники. Тем более что для адекватного человека с серьезными намерениями – это естественно. Единственное различие в том, что я не надеюсь добиться сознательности от тех, кому уже ничего не нужно (кто идти передумал), и прошу подтверждать заявки, а не отписываться от  них.

        После записи их сайт показал мне место встречи «у выхода из метро такого-то со стороны такой-то площади, контактный телефон будет позже». Район мне родной с детства. Я подумала, что с назначенной стороны от указанного метро гораздо многолюдней, чем с противоположной, следовательно, хуже для встречи с незнакомым человеком. И пошла на страницу «Какие наши гиды», смотреть фотографию моего. Но это оказалось зря.

        В день мероприятия для того, чтобы найти точку сбора группы, мне пришлось побеспокоиться (походить вокруг павильона метро и позвонить на контактный телефон). Только так я узнала, что ориентироваться надо не на гида, а на куратора прогулки (фотографий кураторов на сайте нет), которая стоит с оранжевым пакетом перед правым крылом павильона метро. А разве нельзя было все это объяснить заранее на сайте?! Беспокойство и расходы на связь клиента, конечно, его проблемы, но ведь так можно его и упустить. А еще я поняла, что финансовую сторону вопроса гиду не доверяют.

        Гид появилась тютелька в тютельку или даже на первой минуте мероприятия. Профессиональный экскурсовод себе такого никогда не позволит. Они отошли и стали общаться с куратором до тех пор, пока пара участников не осведомилась, когда же начнем-с. Я понимаю, что гид одевала мегафон, понимаю, что куратор тянула паузу, надеясь увеличить сборы за счет опоздавших. Но с группой надо общаться, информировать, посвящать в свои планы!

        Кстати, о планах. Маршрут прогулки ни на сайте, ни при встрече не сообщили. Зная район, его можно было предполагать по некоторым объектам, перечисленным в презентации прогулки. Поэтому одним из первых группа задала вопрос о маршруте. Это что, коммерческая тайна? Почему его нельзя включить в описание прогулки? Людям же придется выбираться к транспорту, когда все закончится.

        Когда мероприятие началось, куратор осталась в группе. Я подумала, что она еще ждет опаздывающих, поскольку мы еще стоим у метро. Но к моему удивлению куратор последовала за группой и по маршруту прогулки. Даже в турфирмах менеджеры настолько не контролируют работу экскурсоводов. Но, может быть, дама просто захотела послушать гида для себя? Или, возможно, она должна помогать гиду взаимодействовать с группой?

        Такое «взаимодействие» понадобилось уже на второй остановке, когда гид вновь стала рассказывать без видеоряда (как говорят экскурсоводы, без показа). Мы и в самом начале «вслепую» слушали ее минут 15, хотя стояли рядом с двумя знаковыми для этого места достопримечательностями. А потом молча прошли мимо них. Когда же уличная лекция продолжилась, то обнаружилось, что в группе есть уже «нагулявшийся» участник. Впервые в жизни я видела, что в экскурсионную группу взяли изначально пьяного человека! Спрашивается, куда смотрела куратор, когда он ей платил?! Взрослая баба не смогла распознать пьяного мужика, или его платежеспособность была для нее важнее?! А если это был «заяц», почему не приняла меры еще у метро?!

        Сначала этот «фрукт», не отходя от группы, переключился на громогласное общение по своему мобильному телефону. Потом попытался вызвать на беседу приглянувшуюся ему девушку из группы, убеждая ее не слушать больше «эту трескотню». Гид, к моему изумлению, выражала неудовольствие слабо, а куратор вообще бездействовала! Они нам (клиентам) предоставили разбираться с дебоширом, женщинам - делать ему замечания, мужчинам – изолировать его от группы и угомонять! Наверное, в этом и заключалась обещанная «небанальность» прогулки.

        Гида мне не было жалко. Она не посчитала нужным установить контакт с группой (прийти заранее, осмотреться, пообщаться путем вступительного слова). Ведь так делают банальные профессиональные экскурсоводы, а не «замечательные гиды». Она наслаждалась собой, а не работала для людей. За это и получила.

        Мне было жалко своих потраченных денег и времени. Но, к счастью, пока «суд да дело», начавшийся дождь перешел в ливень. Гид, явившаяся на работу без зонта, предложила перенести прогулку. Группа, в которой зонтов тоже оказались единицы, согласилась. Но этого было мало для того, чтобы разойтись. Оказывается, еще требовалось, чтобы «проснулась» наконец куратор, позвонила «хозяевам» МКН и получила у них добро на возвращение денег. «Небанальная прогулка» все больше и больше напоминала мероприятие банальной турфирмы.

        Чтобы не показаться предвзятой к конкурентам, я должна сказать, что проблемы с неадекватными личностями случаются у всех, кто проводит экскурсии. В голову к человеку не проникнешь, поэтому заранее не узнаешь, зачем он пришел – участвовать или пакостить. Но тут проблему создали сами организаторы и сами же устранились от ее решения. До такой степени плевать на людей, которые вам платят, недопустимо!

        Когда через 2 недели пришла рассылка с новой датой злосчастной прогулки, я крепко задумалась... (Продолжение следует)

  • 1
Что ж, искренне сочувствую, коллега. Убедительная иллюстрация того, как работать не надо. Отношение конторы - понятно. Главное для них - продать экскурсию, для этого они на многое готовы. А вот позиция Вашего гида противоречит профессиональной этике. Обидно, согласна с Вами. Я бы тоже возмутилась.

Спасибо, что ознакомились и солидарны! У "гида", к которому я попала, нет вообще никакой этики, потому что в МКН на прогулки людей водят НЕ гиды и НЕ экскурсоводы. Этих людей не заботят наши профессиональные правила. Там "своя тусовка". Но больше поведения их "гидов" меня возмущает изобретенный такими конторами прием недобросовестной конкуренции. Всякие новые общества пеших прогулок, типа МКН или Москвахода, внушают людям (в большинстве своем молодым), что профессиональный экскурсовод и "традиционная экскурсия" - это отстой. Что прогулки с НЕ экскурсоводами (а с их "москвоведами") - это преимущество и эксклюзив. И вот на такие "веселые" мероприятия, огульно называемые экскурсиями, собираются толпы, потому что это сделали модным. Очень противно и печально!

Очень противно и печально!

Про Москваходов слышала, они в ЖЖ активно пишут. Подмывает сходить на их экскурсии. Вы были, с чем их едят?
Есть ещё "Москва шаг за шагом". Эти "в контакте" сидят, тоже народ собирают. Они профессионалов-экскурсоводов привлекают, по крайней мере на пешее Замоскворечье и Новодевичье кладбище. Вот ещё на любопытный ресурс натолкнулась. http://peshegrad.ru/
Но школа настоящих экскурсоводов - москововедов, кажется, приказала долго жить. Жаль.

  • 1
?

Log in